Макс Шрек

Настоящее имя: Максимилиан Шрек.

Первое появление: Batman Returns (Сюжет – Дэниел Уотерс и Сэм Хэмм, сценарий – Дэниел Котерс, режиссер – Тим Бартон, 1992). Первое появление в комиксах: Batman Returns: The Official Comic Adaptation (Сценарий – Деннис О’Нейл, художник – Стив Эрвин, январь 1992).  

Способности и оружие: Умный, хитрый и беспринципный бизнесмен, готовый на все ради наживы. Обладает значительным финансовым состоянием и обширным связями в Готэме и за его пределами, относительно легко может влиять на мнение как простого народа, так и городских властей. Не боец, однако, способен на убийство. Всегда ходит в перчатках, что обеспечивает ему, помимо всего прочего, алиби. Использовал револьвер, достаточно эффективно. Склонен к необдуманным психопатологического, садистского характера поступкам.

 

Практически каждая значительная экранизация комиксов о Бэтмене так, или иначе, влияет на сами комиксы и на последующие экранизации. Достаточно часто такое влияние заключается в том, что удачные (в той, или иной мере) персонажи из экранизаций оказываются достаточно популярными или интересными, чтобы возникнуть в комиксах, или другом медиа.

Фильмы Тима Бартона о Бэтмене не являются исключением и подарили любителям интересных, объемных персонажей и личной галерее бестий Бэтмена таких кадров как «правая рука» («номер первый») Джокера Боб и Макс Шрек, о котором речь и пойдет сегодня.

По сути дела, изначально никакого Шрека во втором фильме Бартона о Темном Рыцаре Готэма могло бы и не быть. В ранних вариантах сценария на его месте был куда более популярный персонаж – готэмский прокурор Харви Дент, которому в любой экранизации рано, или поздно, суждено стать злодеем Двуликим. В исполнении актера Билли Ди Уильямса Дент уже был персонажем первого фильма, но особо чем-то выделиться у него не было никакой возможности – это был просто очередной хороший парень в хорошем костюме. Понимая, что что-то пошло не так, во втором фильме создатели собирались показать вторую, зловещую сторону Харви. Прокурор должен был предстать перед зрителем, как человек с полчищем скелетов в шкафу, интриган и манипулятор, который, будучи шантажируемым уродливым преступником Пингвином (реорганизовавшем цирк «Красный Треугольник» в качестве опаснейшей банды) делает финт ушами и почти достигает успехов в том, чтоб сделать Пингвина, одержимого жаждой мести Готэму, который ассоциируется у него с покинувшими его на произвол судьбы родителями, фактическим мэром города. Помимо этого он должен был попытаться убить свою секретаршу Селину Кайл и нажить себе, таким образом, ещё одного врага в лице её альтер-эгоЖенщины-Кошки, которая, при помощи электрошокера, использованного во время поцелуя, вкупе с генератором и большим количеством воды, изуродовала бы в конце фильма его лицо, сделав темную сторону натуры Дента ещё и частью его внешнего облика.

Сложно сказать, почему вдруг сценаристы передумали использовать Дента. Я лично предполагаю, что они решили, что их поставило в тупик то, каким персонаж вышел в первом фильме – добрым, справедливым и почти совершенно не запоминающимся зрителю. В какой-то мере это действительно так – столь резкая перемена характера персонажа смотрелась притянутой, что называется, «за уши».

Логичным выходом было изобрести нового персонажа – такая практика давно практикуется в кино, но особенно успешна в комиксах и их экранизациях, так что даже отделяется отдельным термином – «Капитан Эрзац».

Имя нового персонажа, Макс Шрек, безусловно, восходит корнями к немецкому экспрессионизму в кинематографе, а конкретно к культовому фильму Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату – симфония ужаса», где главного злодея, вампира графа Орлока играл  талантливый, но малоизвестный за пределами этой роли актер Макс Шрек (фамилия которого, Shcreck на одну букву отличается от фамилии Shreck, которую мы видим в фильме, да, ко всему прочему, означает по-немецки «ужас»). Кажется, выбор имени имел сразу несколько смыслов, ведь сам Орлок, которого сыграл настоящий Шрек, был ни кем иным, как Капитаном Эрзацем графа Дракулы, а фильм Мурнау - нелегальной экранизацией романа Брэма Стокера «Дракула». 

Однако сценарист Дэниел Уотерс утверждает, что главной причиной для выбора имени была именно ассоциация с вампирами. «Макс Шрек, также, что-то вроде вампира, высасывающего энергию, силу, и деньги из города Готэма». Уотерс утверждает, что создавая фигуру Шрека, он хотел показать, что самые страшные злодеи скрываются от нас не за масками и не за физическим уродством, а за непреступной границей респектабельности. 

Кажется, ещё одна причина того, что эрзац Дента назвали именно так, заключается в двойственности натуры, которая досталась Шреку в наследство от Дента. Актера Макса Шрека не многие знали (да и сейчас  не многие знают) в лицо без грима уродливого отродья ночи, в то время как персонажа Макса Шрека большая часть вымышленного мира знает исключительно по «гриму» достопочтимого и почетного господина, за которым скрыто ужасное лицо мертвенно бледного монстра.

В мрачной готической сказке Тима Бартона Макс Шрек играет роль злого волшебника – этакого ледяного короля, познавшего во всей полноте магию денег и власти и не устоявшего перед их искушениями. Как и у любого короля, у Шрека, владельца, помимо прочего, крупного супермаркета «Shrecks» (символом которых является лукаво улыбающаяся голова Чеширского Кота из произведений Льюиса Кэрролла) есть сын – наследник его империи, принц. Принца зовут Чарльз «Чип» Шрек и, кажется, это один из немногих людей, которых он любит в этой жизни. В сцене маскарада Шрек одет в костюм султана, а его сын в менее роскошный вариант того же костюма, своего рода намекающие на новую корпоративную монархию Готэма.  

Уже первые сцены фильма заставляют нас посмотреть на Шрека, как на короля, властного, но доброго к подданным. Он оплачивает шикарные мероприятия к Рождеству и раздаривает счастливой толпе подарки, пытаясь поддерживать имидж этакого «Готэмского Санта-Клауса», вплоть до того момента, как свой подарок городу не преподносит Пингвин и банда Красный Треугольник не устраивает погром медленно перетекающий в хаос. Боевики из подземелий почти не обращают внимание на мэра города, ведь главный на этом празднике жизни не он, а Шрек. Однако тому удается сбежать и спрятаться в темном переулке.
Впрочем, став на крышку канализационного люка, Макимиллиан попал из огня  прямо в полымя – ведь именно в канализации его ожидает виновник того, с чем на поверхности уже активно сражается Бэтмен. Пингвин (к слову, в ранних вариантах сценария Шрек был ни кем иным, как вторым, нормальным, сыном Кобблпотов) предлагает Шреку сделку – тот способствует его появлению в мире нормальных людей, а Пингвин, в ответ не дает там же объявиться всему, что Шрек получает от него в подарок в издевательском рождественском чулке и что Пингвин долго и заботливо искал в канализации, в частности:

Разумеется, заключить деловую сделку с крупнейшим бизнесменом Готэма с такими-то деловыми данными для Пингвина не составляет особого труда. Новый деловой союз скрепляется рукопожатием. Когда же Пингвин отходит от Макса, тот растерянно и немного задумчиво рассматривает отрубленную конечность своего делового партнера, которую уже достаточно давно не сжимал при таких обстоятельствах…

Измученный и уставший, Шрек возвращается в свой офис и, к удивлению, застает там свою секретаршу – Селину Кайл. Утром он попросил Чипа, не найдя нужных страниц с речью, чтобы он напомнил ему как следует её за это проучить.

Не самая аккуратная и достаточно рассеянная дамочка, Селина, видимо, знала, чем ей это грозит. Потому к другому важному делу Шрека – завтрашней встрече с миллионером Брюсом Уэйном (по ночам наводящим ужас на преступников в черных доспехах Человека-Летучей Мыши) решил подойти очень усердно. Трудоголизм – опасное заболевание, особенно в смеси с излишним любопытством. Кайл расшифровала засекреченные файлы на компьютере Шрека и узнала немного больше, чем нужно. Например, что электростанция, которую хочет построить Шрек, будет не давать городу электроэнергию, а забирать её у него.

Здесь стоит сделать небольшое лирическое отступление. Паролем к засекреченным файлам оказывается Геральдо, кличка собаки породы чихуахуа, чучело которой стоит в кабинете у Шрека. Что оно там делает? Логично было бы предположить, что это была любимая собака Шрека. Это, разумеется, вполне вероятно. Но с персонажем не сильно вяжется. Что-то не то. А может быть, он сам убил, скажем, любимого питомца своей жены? А потом, изображая горе, в порыве чувств, поставил чучело у себя в кабинете? Тем более что уж саму-то свою жену Шрек убил, намеки на это в фильме тоже имеются («Женщинам трудно меня удивить Чип… Твоя мама – исключение»)…

Не повезло и Селине, которая, зная слишком много, отправилась в ближайшее окно и, пролетев несколько этажей, упала в снег. Тем не менее, она выжила, и на одного врага у Шрека стало больше – новая ипостась Селины – хищная Женщина-Кошка стала настоящим кошмаром для Шрека, тем временем, занятого Пингвином. Максу удается не просто вытянуть Пингвина на поверхность, сделав героем (он якобы спасает ребенка мэра (от своих же людей) но и, посеяв в сердцах Готэмцев недовольство нынешним мэром, сделать из Освальда Кобблпота (именно так, как выяснил Пингвин, нарекли его при рождении) нового, с большими шансами, кандидата в мэры.

Однако Бэтмен сразу понял, что и с Освальдом, и со Шрэком что-то не так. Особенно этому способствовала крайне подозрительная встреча Брюса Уэйна со Шреком, на которую, к тому же, заявилась Селина Кайл, живее всех живых.

Супермаркет Шрека вскоре взлетает на воздух, потому что лакокрасочные изделия в баллончиках со сжатым газом – не лучшая вещь для приготовления в микроволновой печи и потому что Селина, во всех своих ипостасях, объявила Шреку войну. Она также заключает шаткий союз с Пингвином, пытаясь подставить Бэтмена, но Бэтмен отвечает тем же, разрушив надежды Шрека на «своего» Мэра и завалив пресс-конференцию, поставив аудиозапись Пингвина, пытавшегося угнать Бэтмобиль и вещающего о том, как ему «нравится» «этот вонючий город».

Шрек тут же забывает о подопечном и хочет проводить старый год на рождественском балу-маскараде, но Пингвин заявляется без приглашения и хочет похитить «золотого мальчика» - Чипа Шрека. Здесь мы вдруг видим хоть что-то человеческое, как в одном, так и в другом злодеях – Макс предлагает заменить Чипа собой и Пингвин соглашается. К недовольству Селины, которая принесла карманный пистолет Derringer, чтобы раз и навсегда покончить с «ханжеским бароном грабителем», как называет она Макса популярным устойчивы выражением.

Так Макс оказывается в клетке над собственными токсическими отходами, где Пингвин собирается утопить не только его, но и всех младенцев города, однако Бэтмен препятствует этим планам, убив подручных Пингвина, занимавшихся адским ремеслом похищения детей.

Тогда Пингвин достает из рукава последний свой козырной туз – армию Пингвинов, контролируемых с помощью электроники, каждый из которых несет на себе ракету, призванную уничтожить Готэм. Но и этот вариант проваливается.

Пока Бэтмен и Пингвин сражаются на поверхности в старом зоопарке не на жизнь, а на смерть, Шреку удается выбраться из клетки  с помощью обезьянки, хранящей ключ. Однако лучше бы он оставался там, ведь, как и в начале фильма, он попадает из огня да в полымя, в данном случае – под гнев Женщины-Кошки.

Бэтмену, удается было, переубедить её убивать Шрека, однако Макс все портит – он нашел под водой револьвер одного из подручных Пингвина и использовал его против обоих людей в костюмах животных.

Впрочем, Селине и Брюсу удается избежать смертельных ранений и Селина атакует хитростью, когда у бизнесмена кончаются патроны. Поцелуй смерти надолго лишает Готэма нормального энергоснабжения (при коротком замыкании генератора, нужного Пингвину для питания гигантского промышленного кондиционера это весьма логично), а Шрека превращает в обугленный скелет с невесть как сохранившимися глазами…

Надо сказать, что в официальном комиксе-адаптации фильма (изданном в двух разных вариантах – обычном и «premium», не считая разных переводов, вроде русскоязычного от «Прайм-Еврознак»), авторства маститого автора Денниса О’Нейла и художника Стива Эрвина, события развиваются несколько иначе. Наиболее очевидно – Шрек убивает Селину не сразу после визита к Пингвину, а уже после того, как тот «героически» спасает сына мэра. К тому же, сразу после этого в кабинет заходит Чип Шрек и помогает отцу выдумать «причины», по которым нерадивая секретарша выбросилась из окна. Сложно сказать, на пользу или во вред эта сцена персонажу Макса, а вот Чип в фильме мне нравится чуть больше – большой добрый и простой малый, даром что богатый и знающий о том, что творит его отец. Тем не менее, я рад что Макс и сопутствующие персонажи есть в комиксах хотя бы в таком виде – все-таки Бэтмен родом из комиксов и удачные идеи из экранизаций должны как-то обретать, по моему убеждению, и рисованную форму.

К слову, к комикс-библиографии Шрека следует также добавить сборник 1997 года «Batman: The Movies» (куда вошли комиксы по всем (на тот момент) четырем фильмам), а также комиксы, относящиеся к анимационным вселенным DC «Batman: Gotham Adventures» №51, вышедший в августе 2002 года и «The Batman Strikes № 45 (июль 2008) (причины добавления этих двух выпусков вы можете узнать в разделе «В другом медиа»). Кроме того, следует заметить что образ Шрека вмещает в себя множество занимательных реминисценций к различным злодеям из галереи бестий Бэтмена. Так, термин «Барон Грабитель», которым величает Шрека Селина Кайл был кличкой одного малоизвестного раннего злодея, а внешний вид Макса весьма похож на зимнего злодея Снеговика (высокий, бледный привлекательный мужчина с аналогичной прической из белых волос в дорогом костюме, несколько внушительный и устрашающий).   

В другом медиа:

Весомый аргумент чтобы пойти в мэры. Во всяком случае, для Пингвина.

Макс неодобрительно смотрит на Брюса Уэйна.

Гротескные останки. В хорошем костюме.

Так как сюжет фильма был описан в остальной части статьи, то здесь следует описать лишь техническую сторону.

Для начала следует процитировать известного художника комиксов, Алекса Росса: «Они создали вымышленного персонажа, которого нет в Бэт-вселенной, но внезапно он стал самым поразительным персонажем в фильме. Ну, извините, но вот что получается, если вы даете роль Кристоферу Уокену».

Когда кастинг-директор фильма, Мэрион Догерти предложила Тиму Бартону кандидатуру Кристофера Уокена, любитель готики и страшных вещей, Бартон по началу, к её удивлению, ответил отказом, сославшись на то, что он боится Уокена. Однако Догерти настояла на том, что Макс Шрек – это такой персонаж которого зритель как раз таки должен бояться. Аргумент подействовал, к счастью для зрителя.

Уокен действительно сыграл безукоризненно, а «перетянуть на себя одеяло» он умел всегда, даже если у него в фильме была лишь одна сцена (он удачно продемонстрировал это в следующем году ролью мафиози Винченцо Кокотти в фильме Тони Скотта «Настоящая Романтика» по сценарию Квентина Тарантино).

Уокен принялся за работу с большим интересом и даже, вспомнив фильм который он давно смотрел, «Великий Гэттсби» 1974 года, попросил Бартона сделать Шреку запонки из человеческих зубов.

Кроме того, на редкость удачной была работа гримеров – всколоченные волосы и бледное, худое, лицо напоминают, с одной стороны мудрого и доброго Альберта Эйнштейна, а с другой – типичного, даже архетипичного безумца, выглядящего примерно так же, но отличающегося некоей общей болезненностью, особенно во взгляде. Этот внешний вид как влитой ложится на мимику, пластику, фактурную внешность и голос Уокена, создавая незабываемый образ.

Среди множества сцен Уокен особенно блистает в таких моментах как первая встреча с Пингвином, убийство Селины Кайл и разговор с Чипом после встречи с Уэйном и воскрешения Селины (То, как он произносит фразу «Meantime I got better fish to fry» это просто непередаваемо).  Великолепная игра и внешний вид Уокена заставляют забыть о многом, включая и тот факт, что политические амбиции Шрека действительно выглядят более свойственными окружному прокурору, чем не совсем честному бизнесмену.

Отдельно хотелось бы выделить мастеров специального грима (а над фильмом трудились действительно мастера – Стэн Уинстон, Грег Кэнном и многие другие именитые люди в этой области) над гротескным трупом Шрека – по сути, это похоже на метафору – Шрек превращается в такого же монстра как Пингвин и даже хуже, но не может при этом выжить. В Максе накопилось столько грехов, что если Харви Дент после выхода своих наружу бы ещё выжил, хоть и остался изуродованным, то для Шрека летальный исход неизбежен.

Возможно, это аллюзия на замечательный роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», где после смерти Дориан превращается в то, что было изображено на портрете и то, как он должен был бы выглядеть за совершенные им грехи – ужасное, перекошенное и разваливающееся тело. На контрасте с этим неприглядным зрелищем вылезшего из воды умирающего Пингвина становится жалко. Ведь он не был виноват в своем уродстве и, во многом, монстром его сделало отношение людей. Шрек же осознанно пошел на то, чтобы стать монстром в своей душе, что куда страшнее любого уродства. Уотерсу действительно удалось показать то, что он хотел, что, безусловно, зависело от прекрасного понимания созданного им образа Тимом Бартоном, Кристофером Уокеном и другими людьми, трудившимися над созданием замечательного фильма «Бэтмен возвращается».             

 

Как это часто бывает с Голливудским кино, по свежим следам, в 1992 году, была выпущена новелизация (книга по фильму) «Бэтмен возвращается» (годом позднее она была также выпущена издательством «Эрика» на постсоветском пространстве). Однако писал её автор Крейг Шоу Гарднер во время съемок фильма, по ранним вариантам сценария и отсюда – некоторые различия. Шрек, например, здесь намного более нервный и неуверенный, чем в фильме. Это хорошо прослеживается во фрагментах, приведенных на странице о Фреде Аткинсе. Крайне интересна имеющаяся в этом фрагменте реминисценция к самому первому Бэт-злодею, вероятно, получившаяся у  Гарднера случайно.

Вместе с тем, он почему-то менее человечный – более волнуется о собственном дискомфорте, чем о судьбе несчастных младенцев Готэма, хотя в фильме это был один из немногих моментов, когда Шреку было действительно кого-то жаль.  

 

Уровень «Shrecks Wonderland» в играх на Sega Game Gear (слева) и Sega Master System (справа)

Шрек в клетке на заднем плане в игре на Atari Lynx.

Макс Шрек в сцене-заставке игры на NES (В синем костюме,

в зеленом, вероятно, Чип).

Первая заставка со Шреком в игре на Amiga.

Вторая заставка там же.

А здесь Шрек стоит справа (всё то же Amiga).

Момент с гигантской неоновой вывеской «Shrecks» в игре на

Sega Mega CD.

Досье на Шрека в игре для персонального компьютера.

Шрек в игре для персонального компьютера, а заодно в руках Женщины-Кошки.

Но куда более, все же, распространенное явление – то, что по любому потенциально успешному фильму делаются компьютерные и видеоигры. Обозревать каждую из выпущенных по «Бэтмену возвращается» игр здесь, по отдельности, не имеет особого смысла, т ни в одной из них Макс Шрек не имеет хоть сколь-нибудь важной роли. Однако он все же появляется, или, как минимум, упомянут в большинстве из них, так что здесь мы коротко пройдемся по всему широкому ассортименту игр для разных платформ и компьютеров, выпущенных с 1992 по 1993 года: 

  • В практически идентичных (не считая кое-каких отличий в графике и звуке) играх на платформах Sega Master System и Sega Game Gear (обе - 1992), разработкой которых занималась корпорация Sega, Шрек как персонаж отсутствует. Однако имеется уровень, который называется «Shrecks Wonderland», то есть «Страна Чудес Шрека» - создатели игры, почему-то решили подчеркнуть мотивы, почерпнутые у Льюиса Кэрролла, в фильме лишь намеченные головой Чеширского Кота в качестве эмблемы корпорации Шрека. В фильме и большинстве других медиа супермаркет называется просто – Shrecks или Shrecks Department Store.
  • В игре на карманной консоли Atari Lynx (1992) (разработкой игры занималась также фирма Atari) отсутствует уровень в супермаркете Шрека, зато есть он сам – в последнем уровне, хоть и в качестве элемента декорации – висит в клетке на заднем плане, когда вы (в лице Бэтмена) сражаетесь с Пингвином.   
  • В разработанной фирмой Konami в 1992 году игре для приставки Nintendo NES (У нас более известной по китайскому аналогу - Dendy) Макс Шрек присутствует в одной из сцен-заставок (в английском языке их называют cutscenes). Там он запечатлен момент его речи возле Готэм Плаза на неудавшемся зажжении главной ёлки Готэма. Кадр не опирается ни на какой из фильма и нарисован с нуля. Помимо этого в игре присутствует под названием «Shrecks Department Store», оба этапа которого проходят понятно где. На каждом шагу там, разумеется, фирменная символика Шрека и улыбающаяся кошачья морда.
  • Первая игра, выпущенная по фильму уже в 1993 году, одновременно является первой, которая использует Шрека как нормального персонажа, и связывает его хоть как-то с Пингвином. Это игра на игровом компьютере фирмы Amiga была разработана все той же Konami. Макс не только появлялся в двух заставках, в одной как союзник, а в другой – уже как захваченный в плен враг Пингвина. Он также впервые появился в качестве пусть нейтрального, но персонажа игровой плоскости. Максимум, что он, правда делал – вращал головой, разглядывая драку Женщины-Кошки и Бэтмена. Однако концовка радует схожестью с фильмом – поверженная кошка целует Макса, звучит мужской крик и наступает взрыв…   
  • По сравнению с игрой на Amiga этим очередной Shrecks Wonderland в почти аналогичных (отличаются музыка, заставки и, разумеется, уровень звука и графики) играх на Sega Mega Drive и Sega Mega CD 1993 года смотрится очень и очень блекло. Хотя забавен момент когда от гигантской надписи «Shrecks» один из боссов уровня отрывает букву «S» и швыряет её в Бэтмена.
  • Персональные компьютеры в 1993 году лишь начали переживать бум «стрелялок от первого лица», так что квесты и аркады все ещё пользовались большим спросом. Konami в своей игре для персональных компьютеров попытались, было, убить двух зайцев, соединив аркадные уровни, очень похожие на игру для Amiga (но куда лучше по графике и звуку) и элементы квеста, где приходилось не только размахивать кулаками, затянутыми в черные перчатки Бэтмена, но также посещать разные места в поисках улик, например. Пожалуй, в этой игре Шрек заметен как никогда – большую часть его основных сцен в фильме здесь, так, или иначе, обыграна, бэт-компьютер содержит его досье с фото Уокена (кстати, создатели игры постарались выстроить довольно разветвленную систему персонажей, использовав фото настоящих актеров и придумав много имен) и основной информацией о текущих делах Шрека. Если собрать нужные доказательства, можно даже сделать так, что Шрека арестуют на бал-маскараде. Ну и, кроме того, он, разумеется, появляется в аркадной вставке в финале. 
  • Лучшей игрой по фильму традиционно считается выпущенная Konami в 1993 на приставке Super NES. Лично в ней Шрек не появляется, однако титры заставок много о нем упоминают, включая то, что Селина является его секретаршей, его альянс с Пингвином и то, что он один из богатейших людей Готэма. Ещё, конечно, в игре встречается реклама его супермаркета.           

С солнцезащитными очками Прик почти не расстается на протяжении всего фильма, за исключением одной короткой сцены.

 

«А сейчас уберите ваших детей от наших голубых экранов!», как говорил незабвенный телеведущий из мультфильма «Карлсон вернулся». Потому что речь пойдет о том, что в рамках приличия принято называть «фильмы для взрослых».

Warner Bros. Pictures и так натерпелось с фильмом «Бэтмен возвращается» - множественные скандалы по поводу недетского содержания фильма не сильно отразились на кассовых сборах, но неприятных последствий все равно было много. Потому терпеть появление ещё и «порно-пародии» на этот фильм, которая, к тому же, не раз и не два перешагнула границу плагиата, студия Warner Bros. Не собиралась, и в судебном порядке обязало производителя Blue Mask Productions и дистрибьютора Phoenix Video изъять из продажи и проката фильм Мэд Дэд Дэна «Сплэтмен», сооруженный в 1992 году по горячим следам. Тем не менее, часть кассет была продана, а международный прокат ленты контролировать не было вообще никакой возможности, так что до нашего времени фильм, все же, дожил. И, судя по отзывам некоторых любителей комиксов – не зря, т.к. по убеждению некоторых это лучшее порно про супергероев.

Один из пунктов заставляющих так утверждать – это довольно-таки неплохая игра актеров – то, чем обычно не блещет ни один фильм, переходящий границы эротики в сторону натурализма. И одним из актеров, сыгравших неплохо, был Том Чепмен, снявшийся в около 200 фильмах жанра актер, сыгравший местный вариант Шрека по имени Макс Прик.

Чепмену, конечно, очень и очень далеко до Уокена, но в сценах перепалок с Пингвином (его здесь также именуют Порнгвином, но в титрах кличку забыли исправить и это, видимо, один из пунктов, к которым прицепились Warner) выглядит достаточно неплохо. Сама же роль Прика в сценарии довольно-таки туманна: он, вроде бы, коррумпированный мэр города Глоссен, однако совершенно не против того, что его «деловой партнер», Пингвин, собирается занять ровно то же самое место. Что касается взаимоотношений с секретаршей Фаллиной Файл (упустим все вопросы, связанные с происхождением имен), то она куда больше терпит от Пингвина, чем от нерадивого мэра, который куда-то ходит по поручениям пернатого мафиози. 

Прик – чуть ли не единственный персонаж фильма, который погибает (в данном случае банально вывалившись в окно, где висит плакат, изображающий город (а вы что хотели с таким бюджетом?) в конце, причем от рук супергероя Сплэтмена. Он также чуть ли не единственный кто пытается направить на него огнестрельное оружие (револьвер).          

Роланд Даггетт в полный рост (кадр, хорошо демонстрирующий основные черты эскиза).

Даггетт в комиксе «Раннее таянье» («Batman: Gotham Adventures» №51). Обратите внимание на провисающую рубашку и выступающие скулы – явные признаки того, что Роланд похудел благодаря финансовым проблемам.

 

Ещё одна плоскость, где должен был дебютировать Макс Шрек в 1992 году – анимация. Однако, по неизвестным причинам, сценаристы одного из эпизодов «Batman: The Animated Series» (сокращенно BTAS), маститый Марв Вольфман и Майкл Ривз, а также режиссер Дик Себаст передумали использовать Шрека и, вместо этого, создали Капитана Эрзаца Капитана Эрзаца (дважды Капитана Эрзаца, если так проще), как это иногда бывает. Звали его Роланд Даггетт и он был председателем фармацевтической компании Daggett Industries, постоянно конкурировавшей с корпорацией Уэйна.

Озвучил нового персонажа во всех его появлениях характерный актер-ветеран Эдвард (Эд) Аснер, который после того озвучил большое количество персонажей как DC (Бабуля Благодать (Грэнни Гуднесс) в мультсериалах «Superman The Animated Series», «Лига Правосудия» и полнометражном мультфильме «Супермен/Бэтмен: Апокалипсис», Гефест в «Лиге Правосудия», Кент Нельсон в мультсериале «Юное правосудие»), так и Marvel (Дж. Джона Джеймсон в мультсериале «Человек-Паук» 1994-1998 гг., Офицер Барр в одноименном мультсериале 2003 года, Хилер в видеоигре «X-Men Legends» 2004 года, Дядя Бен Паркер в мультсериале 2006 года «The Spectecular Spider-Man»). 

Даггетт похож на Шрека по сути, но не внешне, хотя фигуры у них схожи и внушительны. Голос Аснера нельзя назвать похожим на голос Уокера (как минимум, Даггетт старше), однако определенная схожесть, все же, наблюдается.

Впервые Даггетт появляется в двухсерийном эпизоде (4 и 5 серии 1 сезона) «Искусство Глины» (Feat of Clay), где использует изуродованного актера Мэтта Хэйгена, снабжая его специальным кремом под названием Renuyu, благодаря которому лицо можно не просто восстановить, но и изменить как угодно. В качестве платы за крем Хэйген изображает конкурента Даггетта - Брюса Уэйна, подставляя его, однако когда он перестает быть нужен, подчиненные Роланда из мафиозных кругов избавляются от Хэйгена, влив ему большое количество раскаленного крема прямо в рот. Это было роковой ошибкой, превратившей Хэйгена в психованного монстра по кличке Клейфэйс («Глиняное лицо»), который нападает на Даггетта, когда тот пытается рекламировать тот самый крем в интервью журналистке Саммер Глизон. Бэтмен исправляет ситуацию, однако репутация Даггетта существенно подмочена а невиновность Уэйна доказана.

Следующий раз Даггетт появился в эпизоде «Свидание в Персупной Аллее» (Appointment in Crime Alley), пытаясь снести большое количество жилых домов в месте, известном как «Преступная Аллея» (где, в свое время, были застрелены Томас и Марта Уэйн), а когда легально сделать это стало невозможно, нанял бандитов, стращавших население и поджигателя Нитро, чтобы уничтожить «Преступную Аллею» якобы в пожаре из-за прорыва в старых газовых трубах. Однако, деятельность Бэтмена опять поставила крест на преступных махинациях Даггетта, да и репутация Роланда упала ещё больше.

В своем следующем появлении, 12 серии 1 сезона, «Лихорадка кошачьего укуса» (Cat Scratch Fever) Даггетт использует разработанный Доктором Майло, похожий на бешенство, вирус, чтобы инфицировать большую часть домашних и уличных животных Готэма, а вскоре и людей, в то время как его компания сможет продавать вакцину и сделать его героем в глазах общественности. План не сработал, но уже не только благодаря Бэтмену, но и  Женщине-Кошке, с которой у Даггетта такие же натянутые отношения, как и у Шрека.

В следующий раз Даггетт упоминается как человек, профинансировавший исследования в области экспериментальной психиатрии очередного безумного гения – Доктора Хьюго Стрейнджа, в 29 серии 1 сезона под названием «Странный Секрет Брюса Уэйна» (The Strange Secret of Bruce Wayne).

После этого Даггетт появился уже в третьем сезоне (1994 год), в 8 серии «Бэтгерл возвращается» (Batgirl Returns, обратите внимание на схожесть названия с понятно каким фильмом, косвенно подтверждающую сюжетное происхождение Даггетта; к слову, Пингвин тоже наблюдается в серии, как и Женщина-Кошка), являвшейся для мультсериала последней. Его репутация почти окончательно разрушена, а ещё он влез в катастрофические долги. Решив справиться хотя бы со второй проблемой, Даггетт организует похищение ценной статуэтки в виде кошки, но это оканчивается для него не просто неудачей, а почти смертью от рук разъяренной Женщины-Кошки. Однако он все-таки спасается благодаря Бэтгерл и попадает туда, куда следует – в тюрьму.

Не смотря на то, что BTAS был продолжен мультсериалом The New Batman Adventures (TNBA), Даггетт в нем использован не был. Однако он появился в комиксе, развивавшем и уплотнявшем сюжеты анимационной вселенной, объединяющей эти два и многие другие мультсериалы. В упомянутом в основной части этой статьи комиксе «Batman: Gotham Adventures» №51 в истории «Раннее Таянье» (Early Thaw) Мистер Фриз, совершенствует по просьбе свой бывшей жены Норы некую формулу, пока они не обнаруживают, что заказчиком является никто иной как Роланд Даггетт. «Нора» выдает в себе озверевшего Хейгена, который чуть было не убивает Роланда, однако Фриз разозлился на Клейфейса за обман куда больше и, уничтожив вещество (которое, как утверждал Даггетт могло бы и Хейгена вылечить) усмирил его заморозкой, пока Бэтмен без особых усилий поймал Даггетта. Внешний вид Даггетта был не сильно изменен, однако, он очевидно похудел и был одет в плащ, что сделало его внешне куда более похожим на прототипа, которому с появлениями в комиксах больше повезло, т.к. Даггетт кроме этого выпуска не наблюдался в них более ни разу.

Даггетт – несколько более блеклый персонаж, чем Шрек, идентичность с которым достаточно высока – оба бизнесмена не любят пятнать свои руки (хотя Шрек более импульсивен и более склонен к подобному), оба враждуют с Женщиной-Кошкой и оба в попытках избавиться от людей, которые слишком много знают, превращают их вместо этого в разъяренных суперзлодеев.  Даггетт безусловно уступает Шреку в харизматичности и примечательности, глубине персонажа, хотя в целом, он весьма занимателен и имеет достаточно большой потенциал, который реализован не был вплоть до 2012 года, о чем речь пойдет позже. 

 

В 1995 году, без ведома Warner Bros. Издательство «Мария» выпускает книгу «Бэтмен», куда входят новелизации первых двух фильмов о Человеке-Летучей Мыши, снятых Тимом Бартоном. Автором повестей является некто Билл Флэш, который, на самом деле - коллективный псевдоним Марины Наумовой и Глеба Киреева.

Перу второго – харьковского писателя и художника и принадлежит довольно-таки удачная (по моему мнению, новелизации Гарднера значительно уступают этим книгам, как ни странно) интерпретация «Бэтмена возвращается», написанная живо, с огоньком.

Нельзя сказать, что образ Макса Шрека, фамилия которого здесь почему-то с удвоенной согласной на конце (Шрекк) сильно отличается от фильма, однако прописан он весьма и весьма интересно.

Очень хорошо выполнено описание мертвого тела Макса, хотя оно отличается от того, что мы видим в фильме:

«Среди спекшегося в стекло песка, камня и шариков застывшего металла лежало тело мистера Макса Шрекка. Его некогда пышная седая шевелюра исчезла. На черной голове проступили обугленные участки черепа. В пустых глазницах холодно блестели капли кристаллизовавшейся меди.

Кость нижней челюсти, разломившись пополам, лежала у провала на лице, там, где раньше находился нос. Из порванной ткани пиджака серо-желтым клином торчало ребро.

Брюс тронул тело за плечо, и оно, как картонный домик, начало по частям рассыпаться в бурый прах, который падал на пол, перемешиваясь с пушистыми хлопьями сажи. Через мгновение то, что было Максом Шрекком, исчезло, смешавшись с пепелищем. На черной золе остались блестеть лишь комочки желтого металла, некогда бывшие оправой его очков.

Брюс поднял один шарик, и, сняв перчатку, крепко зажал его в кулаке. Тепло согрело ладонь.

«Вот и все, что осталось в память о человеке. Пускай отвратительном, но человеке…» - подумал Брюс.

Тяжелой слезинкой желтая капелька выпала из его ладони».

Замечу, что очки на Шреке в фильме действительно наблюдались в паре сцен, однако носил он их лишь когда ему нужно было что-либо прочитать (встреча с Уэйном, речь перед готэмцами), так что скорее всего у него была дальнозоркость.     

Уокен дает интервью в декорациях.

В 2005 году, в качестве поддержки фильма Кристофера Нолана «Бэтмен: Начало» Warner Home Video выпускает все четыре фильма предыдущего фрэнчайза в новом варианте с новым набором дополнительных материалов, включая featuretteы (короткие документальные фильмы, посвященные созданию фильма) о персонажах, производством которых занималась студия New Wave Entertainment DVD. Свой, на 2 минуты 17 секунд, под названием «Batman Returns Villains: Max Shreck» получил и Макс Шрек.

В этом коротком, но информативном фильме можно увидеть не только фрагменты фильма (включая мой любимый про «fish to fry») и фото со съемок, но также раритетные интервью, взятые у Уокена во время съемок фильма на фоне декораций и в гримерке, равно как и интервью Дэниела Уотерса, Мэрион Догерти и Алекса Росса. Я процитировал их в этой статье, кстати, хотя использовал, разумеется, и множество других источников информации. 

 

Макси Зевс в полный рост (кадр, хорошо демонстрирующий основные черты эскиза).

Максимилиан Зевс в деловом костюме.

В 2006 году в 10 серии 3 сезона мультсериала «The Batman», эпизоде «Гром» (The Thunder), дебютировал местный вариант малоизвестного бэт-злодея Макси Зевса, сумасшедшего, считающего себя ни кем иным, как древнегреческим богом Зевсом.

По моему глубокому убеждению, в этом варианте не обошлось без заимствования элементов другого Макса, о котором эта статья. Посудите сами – бизнесмен, мультимиллионер, седые волосы, эксцентричен, да ещё и участвует в выборах на пост мэра Готэма. Вероятно, имя Максимилиан и навело сценаристов на идею использования до того бывших совершенно несвойственными Зевсу элементов Шрека. Макси (хотя он очень обижается на такую кличку и требует величать его полным вариантом имени) превратился из просто помешанного считающего себя Зевсом в бизнесмена, у которого заимствование полюбившихся античных идей, названий и стиля – что-то вроде фирменного знака, как идеи и персонажи Кэрролла у Макса Шрека. Пожалуй самое веское доказательство родства этих персонажей – то, что обоих называют каламбуром Максимиллион (его впервые использовала Селина Кайл в «Бэтмене возвращается», а в случае с Зевсом эта кличка часто проскакивает в официальных пресс-материалах, на сайте IMDb, к примеру).  

Правда, на этих элементах сходство заканчивается, т.к. проиграв в выборах со своими сомнительными идеями (вроде превращения полиции во что-то похожее на гладиаторов), безумец штурмует Готэм с помощью летающей крепости Новый Олимп и даже полностью уничтожает мэрию, но, к счастью, терпит поражение от рук Бэтмена и Бэтгерл. Он также появляется в 11 серии 4 сезона, «Слухи» (Rumors), среди злодеев пойманных vigilante по кличке Слух.

Зевса озвучил Фил ЛаМарр (нечаянно застреленный Марвин из «Криминального чтива» Тарантино, а также актер голосовик, список экранизаций комиксов у которого настолько большой что я, пожалуй, впервые отложу полное его составление до поры до времени), голос которого умеренно похож на Уокена.

С появлениями в комиксах ему повезло количественно – так же как и Даггетту, а качественно – меньше, т.к. в серии комиксов по мультсериалу – «The Batman Strikes!» лишь в маленьком камео, в 45 номере Зевс, воплоти, оказывается обычной преградой в будний день Бэтгерл (если конкретней – в среду) и доставлен в полицию.

Кошачья голова с вывески супермаркета «Shrecks» на рекламном фото игры.

А так (ровно посреди кадра) она выглядит в самой игре.

Для сравнения – кадр из фильма.

В 2011 году выходит компьютерная игра «Batman: Arkham City», продолжение ставшей очень популярной «Batman: Arkham Asylum». Специалисты из Rocksteady Games ещё в первой игре рассовали огромное количество «пасхальных яиц», намекающих на различных персонажей. Здесь же, когда игровой мир вмещает в себя даже не психлечебницу, а почти что целый город, дизайнеры и вовсе переполнили его различными реминисценциями, отсылками, «пасхалками» и «камео».  Ещё на одном из ранних рекламных фото можно было заметить странную сферу большого размера, не то ржавую, не то покрытую грязью.

Поклонники долго спорили что это, пока кто-то не заметил, что у сферы есть глаза, кошачьи уши и улыбка, до них самых. Тогда-то и выяснилось, что это совершенно такая же гигантская кошачья голова, как на супермаркете «Shrecks», только потрепанная.

Это не единственная отсылка к фильмам Бартона и Шумахера в этой игре, так что с почти совершенной точностью можно сказать, что это обдуманная и сделанная умышленно реминисценция.

Правда, мнения поклонников игры расходятся по поводу того, что именно находится в этом здании (уже нареченном Shrecks Department Store) – некоторые думают, что пристанище злодея Безумного Шляпника, злодея одержимого идеями Льюиса Кэрролла (ведь это Чеширский Кот, которого Шрек сделал символом своей «страны чудес», где можно найти счастье, если у вас хватит на него средств на кредитной карточке), другие – что отель, где Двуликий пытает Женщину-Кошку.

И та, и та версии довольно-таки подходят, особенно учитывая, что Шрек – Капитан Эрзац Харви Дента, позже ставшего Двуликим.   

Дверь трейлера актера Боба Мендельсона, играющего Даггетта. Это фото было первым подтверждением наличия персонажа в завершении трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене.

 

Боб Мендельсон в роли Джона Даггетта. Пока единственный доступный в Интернете кадр хорошего качества.

В этом, 2012 году, вышло грандиозное завершение трилогии Нолана о Бэтмене«Восход  Темного Рыцаря» (Dark Knight Rises).

Вокруг проекта ходило много слухов и домыслов фанов. Ещё когда не было никакой информации, никаких кадров и съемки ещё не начались, многие фаны обсуждали потенциальную возможность появления тех, или иных злодеев в третьем фильме Нолана.

Не одному и не двум людям хотелось бы увидеть в новом фильме Макса Шрека или Роланда Даггетта. Некоторые люди шли дальше и сами делали продолжения фильмов с этими персонажами, так в одном из фан-трейлеров использовался Роланд Даггетт, а в многосерийном фан-фильме 2010 года с большим для этого жанра бюджетом «Мистер Джей» (Mr. J) независимые сценаристы и режиссеры Крис Р. Ноатрил и Ким Сантьяго, увлекающиеся съемкой фан-фильмов, показали, каким по их мнению должен быть Макс Шрек в бэт-вселенной Нолана. Того сыграл полупрофессиональный актер Томас Дэниел, который уже играл в других их фан-фильмах (включая «Каратель 79-82», где он сыграл злодея из комиксов Marvel Джигсо (Паззла), однако добился относительных успехов и в действительно профессиональных коммерческих постановках, являясь актером-эпизодником и довольно часто мелькая на телевидении.

Тем не менее, все это было лишь домыслами, без каких-либо подтверждений. Ситуация изменилась ближе к концу года. Некто Билал Бхатти, человек, живущий возле места съемок некоторых сцен и часто там прохлаждающийся, потрудился пролезть на съемочную площадку и выяснить кое-какие подробности. В частности то, что в «Восхождении Темного Рыцаря», таки, будет Роланд Даггетт.

В качестве доказательства он сфотографировал дверь трейлера (домик на колесах, играющий роль одновременно гримерки, жилища и места для отдыха актеров), на которой довольно-таки ясно написано: «Даггетт» и ещё одну, на которой имеется фамилия «Страйвер» (выложив их затем на facebook). Бхатти полагал, что этот Страйвер – юрист (фамилия взята из «Истории Двух Городов» Чарльза Диккенса, на которую сильно опирался Нолан) Даггетта, а сам он подает в суд на Wayne Industries, компанию принадлежащую Брюсу Уэйну/Бэтмену. Даже это не было очень чтоб проверенной информацией, а вокруг уже ходило множество слухов. Так, тот же Бхатти утверждал, что в один из дней снимали даже сцену с Клейфэйсом (подозреваю, что этот слух мог родиться из, собственно, факта присутствия в фильме Даггетта), а одно фанатское предположение гласило, что ранее заявленный злодей с политическими амбициями по фамилии Никсон, которого играет актер Мэтью Модайн – это и есть Даггетт, а фамилию «Никсон» использовали, чтобы запутать фанов.

Всё это не подтвердилось совсем – персонаж Модайна оказался полицейским, Клейфэйса в фильме не оказалось, а Страйвер был никак не юристом, а скорее «шестеркой» из криминальных кругов. Работающий, тем не менее, на Даггетта, оказавшегося промежуточным, но, по-своему, интересным антагонистом, первое официальное подтверждение о существовании которого будущие зрители получили благодаря одному из рекламных веб-сайтов, являющихся частью как вселенной фильма, так и его рекламной компании. В переписке между собой по E-mail’у два вымышленных журналиста строили догадки, не стоит ли за определенными событиям и в городе Даггетт    

То, что это все тот же Роланд, только под другим именем совершенно очевидно по всему, что Джон, член совета директоров Wayne Enterprises, делает на протяжении фильма. Он нанимает воровку Кошку (как видим, и здесь отголоски вражды Шрека с Женщиной-Кошкой слышно невооруженными ушами) для того чтобы украсть отпечатки пальцев Брюса Уэйна, ныне разбитого физически и морально и ведущего жизнь затворника. Таковые нужны ему для того, чтобы, с помощью незаконной махинации на бирже (отпечатки требуются для подтверждения личности в рамках продвинутой  системы защиты от мошенничества) довести до банкротства Wayne Enterprises, от чего его собственная компания Daggett Industries получит большой сегмент рынка.

Однако в процессе получения отпечатков Даггетт сделал оплошность – он не собирался расплатиться с Кошкой честно (компьютерной программой «Чистый Лист», стирающей все данные о человеке изо всех баз данных), но не учел, что его подчиненный Филипп Страйвер даже с кучкой других бандитов никоим образом не ровня ни её интеллекту, ни великолепной физической форме мстительной Селины Кайл. 

Ещё более необдуманным шагом со стороны Даггетта является сотрудничество с другим суперзлодеемБэйном, наемником, который по заданию Джона инсценирует неудачное ограбление готэмской биржи (ширма, для того чтобы провернуть рискованные инвестиции с отпечатками Уэйна). Бэйн проворачивает все идеально даже не смотря на вмешательство восемь лет до того не всплывавшего Бэтмена. Однако Даггетту компания все равно не достается, т.к. Уэйн хитростью ставит во главе Миранду Тэйт, загадочную бизнес-леди, которой он доверяет.

Когда Даггетт пытается заставить Бейна что-то с ней сделать, его тон не нравится Бэйну и он, показав Даггетту, насколько он, в сущности, ничтожен без своих финансов, ломает ему шею.

Джона Даггетта трудно назвать эффектным злодеем, но персонаж, все же, вышел запоминающийся и интересный, не в последнюю очередь именно благодаря своей финальной сцене и хорошей актерской игре доселе не очень известного австралийского актера Боба Мендельсона, фактурного и немного похожего на Кристофера Уокена.

Занятно, что Нолан использовал именно Даггетта, хотя на этом месте мог быть решительно кто угодно (кроме, очевидно, убитого в предшествовавшем «Темном Рыцаре» Харви Дента) – от Макса Шрека, до, скажем, Руперта Торна. Однако Нолан предпочел персонажам из комиксов или собственной выдумке сделать «поклон» BTAS, одному из лучших (если не лучшему) мультсериалов о Бэтмене, чем, думаю, порадовал многих поклонников этого, ставшего уже культовой классикой, анимационного шоу.          

Полезные ссылки:

Maximilian_Shreck_(Burtonverse) Макс Шрек на сайте dc.wikia.com

Max_ShreckМакс Шрек на сайте batman.wikia.com

Max Shreck Макс Шрек на сайте Comic Vine.

Max Shreck – Макс Шрек (персонаж) на IMDb.

Max Shreck – Информация о персонаже Шрека на одном зарубежном фан-сайте фильма. 

Roland_Daggett – Роланд Даггетт  на сайте batman.wikia.com

Roland_Daggett - Роланд Даггетт  на сайте dcanimated.wikia.com

Roland_Daggett – Роланд Даггетт  на англоязычной Википедии.

Roland_Daggett - Роланд Даггетт  на сайте dc.wikia.com

Roland Daggett - Роланд Даггетт на IMDb.

Roland Daggett - Роланд Даггетт на Comic Book Database

Roland Daggett - Роланд Даггетт на сайте World’s Finest.

Maximillian Zeus Максимилиан Зевс из «The Batman» на сайте World’s Finest.

John_Daggett - Джон Даггетт на сайте batman.wikia.com

RUMOR: DC Character Roland Daggett to appear in The Dark Knight Risesновость с фотографиями Бхатти.

Five Easter Eggs You May Have Missed in 'Dark Knight Rises'занятная статья о пасхальных яйцах в «Восходе Темного Рыцаря» (осторожно, спойлеры), включая Роланда/Джона Даггетта. Комментарии не менее интересны.  

 

Автор – Николай Ерёмин (Коля Логан).

 

Категории: Злодеи из комиксов, Персонажи DC Comics, Вымышленные покойники, Персонажи, созданные для экранизаций комиксов, Вымышленные бизнесмены, Персонажи, вдохновленные произведениями Льюиса Кэролла, Персонажи, вдохновленные произведениями Оскара Уайльда, Сожженные персонажи, Капитан Эрзац.

Категории по создателям: Дэниел Уотерс, Сэм Хэмм, Тим Бартон, Деннис О'Нэйл, Стив Эрвин.

Hosted by uCoz